Франциск Асизский

КАК ЕДИНОРОССЫ УНИЧТОЖАЛИ ГОРУ СВЯТОЙ МАРИИ

Обращение к первому лицу мы делали. Письменно. Без результата. Чиновники администрации спустил вопрос куда-то в губернию, там обратились в департамент охраны наследия. Там ответили, все ладно, работа идет.

Следует заметить, что на руководящих постах в Ярославле и Ростове находится генерация пришлых чиновников, целая вертикаль. Они не все партийные, но большинство прибыло со стороны, за глаза их называют «вахтерами», они не встретятся никому из местных где-нибудь на даче, им сложно взглянуть в глаза и сказать что-нибудь неформальное.

В 2014, памятном всем, году Сергей Ястребов, губернатор Ярославской области подписал лицензию на добычу недр. Как выяснилось в последствии, подписал без учета культурного наследия на территории Горы святой Марии, что подтвердила экспертиза, проведенная Институтом археологии Российской академии наук в 2019 году с заключением, что хозяйственная деятельность в урочище невозможна.

Новые руководители области, губернатор Д.Ю. Миронов и его замы Дмитрий Степаненко и Роман Колесов, либо не реагировали на обращения, либо писали отписки через департамент.

На протяжении пяти лет Департамент дорожного хозяйства области покрывал разбитую дорогу не асфальтом, а пустыми словами и дорогим ямочным ремонтом. Всего было потрачено около десяти миллионов рублей за пять лет. На дороге от Каллистово до реки Сары асфальтовое покрытие так и не восстановлено.

Collapse )
Конец света

КОЛОКОЛЬНЫЙ ЗВОН

... здравствуйте! Я священник ... Мне прихожане часто говорят, что не хватает радости, чего-то позитивного. Я хочу всем сделать подарок, колокольный звон, чтобы радости было больше, а депрессия не подходила близко. Мы собрались часть средств на колокола, просим и вашей помощи, чтобы сделать людям приятное.

Над входом храм колокольня стоит

Сияет крест и ворота открыты

Свечи горят и священник кадит

Святым иконам и служа литургию.

Дорогие … чего не хватает в этом образе?! Не хватает колоколов, не хватает радости, которой нам всегда не хватает. Колокольный звон — это серебренный перелив, это праздничный бронзовый перезвон, колокольный звон радует сердце, колокольный звон прогоняет уныние, колокольный звон зовет к подвигу во имя добрых дел.

В старину колокольный звон в непогоду звал путников к теплу и спасению, он соединял на венчании любящие сердца. Считается, наверное, неспроста, что колокольный звон очищает воздух от вредных микробов, без сомнения он наполняет наши окрестности миром и гармонией.

После революции дети запомнили как сбрасывали колокола, это навсегда разбило их сердца. Пришло время вернуть утраченную гармонию, пусть снова и снова колокольный звон наполняет гармонией наши души, пусть каждый удар колокола приносит счастье и здоровье!

Пройдет время и каждый удар колокола будет светлой и радостной памятью о тех, кто сделал эти колокола во Славу Божию и на радость людям.

01.02.2021

С добрым пожеланием здоровья и благополучия, успехов в делах,

иерей ..., настоятель ….

Франциск Асизский

СВЕЧА НЕ УГАСЛА

Марьин источник
Марьин источник

Холодно на улице. Кто поедет в мороз, в лес, в горы? На Марьином источнике горит «финская свеча», особо распиленные сухие поленья. Священник бросил свой храм, уехал служить в город. Мы не знаем, приедет ли он и ждать не будем. Источник ухожен, к проруби идет тропа, мы читаем молитву о сохранении твари:

«Призри с Небесе, Боже, и виждь, яко сетует земля, и древеса и былие изчезают, зверие и скоти, и птицы небесныя погибают за нечестие живущих на ней. Сего ради в покаянии припадаем и вопием Ти, да не погубиши мир Твой и нас со беззаконьми нашими, но даруй обращение безумным сыном человеческим и спасение им и твари им покоренной».

Я верю, что Он услышит нашу молитву, как услышал тех, кто защищал Шиес и Шиханы. В этом году, мы не только читали стихи, но попели, настолько было тепло от свечей. Я верю, что целебный источник будет течь, реликтовый лес будет шуметь, древнерусский ландшафт будет раскрывать свои тайны. Бог с нами.

Интересно, во что верят предатели Родины?

Франциск Асизский

ЗАЧАЛО ЕВАНГЕЛИЯ

«Все мы под ним крестились и отпевались». Так сказано о народной религии, воистину, доставшейся нам от предков. Совсем о другом читали в воскресенье, короткое и ясное «зачало». В оригинале это, «архи», используется без артикля, следовательно, «заголовок». Поэтому отрывок является заголовком как для Мк 1-8, так и ко всему Евангелию в целом. Читаем.

«Евангелие Иисуса Христа, Сына Божия, как написано у пророков:

— Вот, Я посылаю Ангела Моего пред лицом Твоим, который приготовит путь Твой пред Тобою. Глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему».

Итак, религия от людей. Вот указание на посредника. Это аскет, по-нашему монах: «Явился Иоанн, крестя в пустыне и проповедуя крещение покаяния для прощения грехов. Он носил одежду из верблюжьего волоса и пояс кожаный на чреслах своих и ел акриды и дикий мёд». Таким образом, в отличие от богатых священников Иерусалима, ему можно доверять, он не обманет.

Обычно, согрешив, люди исправляют карму походом к священнику в храм. Приносятся жертвы, ставятся свечки. Покаяния нет. Результатов тоже нет. Ощущение мусора в душе увеличивается, и как ни странно, иудеи разуверившись бросают свой храм и устремляются в пустыню.

Collapse )
Конец света

РОЖДЕСТВЕНСКИЙ ЦИКЛ

Много лет назад я вел в районной газете календарные заметки. Уже не веду, а привычка осталась. Примерно 21 декабря по нашему календарю ночь становится короче, а день длиннее. Отсюда наш праздник Нового года, его отмечали разные народы: кельты, германцы, славяне и римляне. Давно-давно, но неизвестно по какой причине в Церкви появился праздник — Богоявление, приуроченный к 6 января. Армяне до сих пор отмечают в этот день и накануне Рождество Христово и Богоявление вместе. Чуть позже праздники разделили. 6 января остался праздник Богоявления-Крещения, а день Рождества Христова перенесли на 25 декабря. Это была победа. До сих пор, там где отмечается Рождество в это число, оно значительнее по масштабу, чем Новый год. Священники и певчие не могут не заметить, что богослужебный строй Рождества и Богоявления одинаковый. Имеется сочельник с его обрядами, обязательно всенощное бдение, похожа литургия. В западном мире, где Рождество главенствует, 6 января называется «Праздник трех королей», то есть вместо воспоминания Крещения на Иордане, по-прежнему больше внимания Рождеству и «три короля» понимаются как маги-волхвы, пришедшие с дарами к Младенцу Христу с Востока. Что и требовалось сказать о сходстве двух праздников, однако растянутых из-за календарных проблем на несколько недель. Просто выглянув в окно можно заметить насколько длиннее стал день к 19 января. Доброго здоровья!

Конец света

РОЖДЕСТВЕНСКИЕ НОВАЦИИ

Благочестивая традиция не причащаться в Рождество и Пасху, я употребил это слово в несколько ироническом смысле. Впрочем, мотивы старых протоиереев мне более близки. Вот мои соображения:
1. Не получается часто причащаться, не надо;
2. Совмещение исповеди и причастия — большой грех;
3. Причаститься с исповедью можно и нужно в течении поста;
4. Исповедь под праздник Рождества и Пасхи вредна, особенно в одноштатном приходе.
Священник выслушивает:
а) исповедь впервые пришедших;
б) исповедь любителей причащаться в праздник, хотя они исповедовались , вероятно, не более недели назад;
в) исповедь, действительно нуждающихся в ней, поскольку придти на исповедь нельзя в другой день по разным причинам.
Так вот, о последней категории можно говорить и решать вопрос, остальные, мне кажется, штурмуют небеса, как трамписты штурмуют Капитолий.
Праздник Рождества или Пасхи, это легкия и яркий финал, не стоит его омрачать громоздкой исповедью, старые протоиреи были правы.
Франциск Асизский

РОЖДЕСТВЕНСКИЕ НОВАЦИИ

Рождественские новации Опишем Рождество добрых 80-х. Всенощная сочельника служится около пяти-шести вечера, день-то рабочий. Храм украшен еловыми ветками, никаких гирлянд, ни флористики. Литургия ночная, правильно, день будний, да и разговеться пораньше хочется. Причастие под запретом и на это много причин. Нельзя портить праздник, нельзя задерживаться. По идущей от дореволюционных времен традиции для исповеди есть пост и тогда многие причащались накануне. В провинции литургия утром, зачем создавать лишние испытания? Молебен галлам не служится и это тоже новация. Зачитывалось патриаршее послание, в архиве деревенского храма я видел отпечатанные на машинке послания правящего архиерея. Это тогда звучало, люди еще писали друг другу письма.

Ни фейерверков, ни выученных и вымученных детьми колядок тогда тоже не было. Были рассказы о старине, о гаданиях. Только рассказы. Однако любой старик или бабушка без запинки могли спеть «Рождество Твое Христе Боже»… Вот и все. Не было у советского человека святок, нет их и сейчас. В безумном карнавале новогоднего праздника мне видится Рождество, как правило, украденное. Теперь верующие нехотя празднуют Новый год, а тогда деваться было некуда. Теперь о новациях.

Древлее благочестивое правило не причащать в праздник было порушено. На приходе с одним священником служба, да еще ночная, стала пыткой. Возникла сумятица с церковным уставом. Мало того, что иные герои соединяют в одно всенощную и литургию, растягивая службу на многие часы, я стал замечать, что разбили принципиальное замечание типикона и начали служить утреню плюс литургию на Рождество, поправ столетние устои. В храме откуда-то появились толпы детей. На мой взгляд все попытки использовать новогодние приемчики на них, на детей не произвели впечатления. Появились открытки и мишура, вертепы на улице и в храме. Это ли не новации?

Вижу уже вертепы на церковных ящиках. Фейерверки. Красивая новация, но не законная. Люди-то спят! Колядки. Начнем с того, само Рождество было замещением разных зимних праздников. Их воцерковили, они приобрели спасающий, подлинный смысл. После литургии в навечерие духовенство выносит свечу и славит родившегося Христа. Уверен, что в суете наступающего праздника это делается кое-как. Это же начало славления родившегося Христа. В эпоху когда не было «Голубого огонька» люди придавали этому обряду жизненное значение. Патриарх поздравлял царя, и так все до последних мальчишек и девчонок ходили славить. Для духовенства «Слава» на праздники была важнейшей статьей дохода. Это было важно для сплочения общества.

Сидеть у камина в лыжной шапочке, это было не Рождество и не святки. Украинцы долго-долго держали у себя такое понимание праздника, умели петь и не стеснялись своего желания заработать и удивлялись нашей разобщенности. Тихие семейные ужины по-западному это новация, отражения нашего победившего индивидуализма. Бессмысленные рождественские елки с подарками, это новация. Колядки детских хоров, это тошнотворная новация, хотя когда-то было мило, но вряд ли самим детям, ничего, ну или почти ничего не получавшим за свой труд.

Обрéзанные святки, каникулы рождественским постом, это новации, особенно ночные литургии на Новый год. Что это? Подведем итоги. Не все новации плохи. Не хочется колядок, не надо. Я например, без них не могу. Где-нибудь на Карпатах под колядки, наверное, до сих пор хоронят. Это святое, но нет, так нет.

Вредные, но неизбежные новации, это затягивание службы на Рождество, затягивание туда детей и все эти милые, даже урожайные для меня, медведевские каникулы. Вся мишура, в общем. Пытаясь избавиться от этих новаций, я прослыл модернистом. Ну и ладно.

Франциск Асизский

ОСНОВАНИЕ ОБИТЕЛИ

Зачатие Богородицы. Праздника такого нет, это просто день церковного календаря, за девять месяцев до Рождества Богородицы. Однако, для Яковлевского монастыря это престольный праздник. Под именем «Зачатьевский монастырь» Яковлевская обитель впервые упомянута в летописи в 1408 году. Надо сказать, что в наше время такого престола в обители нет. Пожелаем от души, пусть в ходе ближайших восстановительных работ отреставрируют Зачатьевский собор 1686 года с фресками и тогда в нем начнется служение литургии.
Collapse )
Франциск Асизский

ОСВЯЩЕНИЕ ПРЕСТОЛА

Один храм виден у меня из окна, но хожу в другой, в любимый надвратный храм Святителя Николая в Авраамиевом монастыре, службу здесь проводится каждый день и мощи преподобного Авраамия тоже здесь. Здесь по-прежнему темновато и дорога таит неожиданности. Несмотря на это, люди все же добираются, поставить свечи, подать записки, привлекаемые светящими окнами храма.


От того, что здесь было двадцать шесть лет назад ничего почти не осталось, только объекты культурного наследия и память.

Collapse )

Франциск Асизский

ДЕНЬ ХИРОТОНИИ

Двадцать семь лет, из которых десятину я провел в запрете. Тот день я долго помнил в ярком свете, в мельчайших деталях. Сейчас помню только ключевые моменты, о которых рассказываю. Снежный декабрь, ранний и тихий вечер в Чистом переулке, было такое Москве. Владыка Арсений сказал: «Возьми в Академии крест и приезжай в воскресенье в храм Петра и Павла на Яузе». Взял. Приехал ранним утром и шел от Китай-города вверх по запорошенным чистым снегом любимым с детствами переулками, вроде Подколоколенного.

Каждый шаг приближал к таинству. Простоту и четкость тогдашних патриарших служб не описать. Ошибиться не дадут, но и нервничать не заставят. Я услышал вопрос патриарха к владыке Арсения и ответ:
— Сначала в Семинарии, потом в Ростов.Collapse )