naperovskom

Categories:

РОЖДЕСТВЕНСКИЕ НОВАЦИИ

Рождественские новации Опишем Рождество добрых 80-х. Всенощная сочельника служится около пяти-шести вечера, день-то рабочий. Храм украшен еловыми ветками, никаких гирлянд, ни флористики. Литургия ночная, правильно, день будний, да и разговеться пораньше хочется. Причастие под запретом и на это много причин. Нельзя портить праздник, нельзя задерживаться. По идущей от дореволюционных времен традиции для исповеди есть пост и тогда многие причащались накануне. В провинции литургия утром, зачем создавать лишние испытания? Молебен галлам не служится и это тоже новация. Зачитывалось патриаршее послание, в архиве деревенского храма я видел отпечатанные на машинке послания правящего архиерея. Это тогда звучало, люди еще писали друг другу письма.

Ни фейерверков, ни выученных и вымученных детьми колядок тогда тоже не было. Были рассказы о старине, о гаданиях. Только рассказы. Однако любой старик или бабушка без запинки могли спеть «Рождество Твое Христе Боже»… Вот и все. Не было у советского человека святок, нет их и сейчас. В безумном карнавале новогоднего праздника мне видится Рождество, как правило, украденное. Теперь верующие нехотя празднуют Новый год, а тогда деваться было некуда. Теперь о новациях.

Древлее благочестивое правило не причащать в праздник было порушено. На приходе с одним священником служба, да еще ночная, стала пыткой. Возникла сумятица с церковным уставом. Мало того, что иные герои соединяют в одно всенощную и литургию, растягивая службу на многие часы, я стал замечать, что разбили принципиальное замечание типикона и начали служить утреню плюс литургию на Рождество, поправ столетние устои. В храме откуда-то появились толпы детей. На мой взгляд все попытки использовать новогодние приемчики на них, на детей не произвели впечатления. Появились открытки и мишура, вертепы на улице и в храме. Это ли не новации?

Вижу уже вертепы на церковных ящиках. Фейерверки. Красивая новация, но не законная. Люди-то спят! Колядки. Начнем с того, само Рождество было замещением разных зимних праздников. Их воцерковили, они приобрели спасающий, подлинный смысл. После литургии в навечерие духовенство выносит свечу и славит родившегося Христа. Уверен, что в суете наступающего праздника это делается кое-как. Это же начало славления родившегося Христа. В эпоху когда не было «Голубого огонька» люди придавали этому обряду жизненное значение. Патриарх поздравлял царя, и так все до последних мальчишек и девчонок ходили славить. Для духовенства «Слава» на праздники была важнейшей статьей дохода. Это было важно для сплочения общества.

Сидеть у камина в лыжной шапочке, это было не Рождество и не святки. Украинцы долго-долго держали у себя такое понимание праздника, умели петь и не стеснялись своего желания заработать и удивлялись нашей разобщенности. Тихие семейные ужины по-западному это новация, отражения нашего победившего индивидуализма. Бессмысленные рождественские елки с подарками, это новация. Колядки детских хоров, это тошнотворная новация, хотя когда-то было мило, но вряд ли самим детям, ничего, ну или почти ничего не получавшим за свой труд.

Обрéзанные святки, каникулы рождественским постом, это новации, особенно ночные литургии на Новый год. Что это? Подведем итоги. Не все новации плохи. Не хочется колядок, не надо. Я например, без них не могу. Где-нибудь на Карпатах под колядки, наверное, до сих пор хоронят. Это святое, но нет, так нет.

Вредные, но неизбежные новации, это затягивание службы на Рождество, затягивание туда детей и все эти милые, даже урожайные для меня, медведевские каникулы. Вся мишура, в общем. Пытаясь избавиться от этих новаций, я прослыл модернистом. Ну и ладно.

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded