Previous Entry Share
ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНАЯ АТРИБУЦИЯ УРОЧИЩА «ГОРА СВЯТОЙ МАРИИ» КАК РЕЛИГИОЗНО-ИСТОРИЧЕСКОГО МЕСТА
Франциск Асизский
naperovskom

Урочище «Гора святой Марии» в Ростовском районе Ярославской области – это вновь выявленный комплексный объект культурного наследия народов Российской Федерации. Согласно методическим рекомендациям, разработанным Министерством культуры РФ с целью регулирования методов проектирования по отнесению историко-культурных территорий к объектам культурного наследия в виде достопримечательного места, в данной статье разрабатывается типология урочища, проявляются его элементы охраны как религиозно-исторического места.

Урочище «Гора святой Марии» расположено в Ростовском районе Ярославской области на реке Саре в 28 км на юго-запад от Ростова и в 23 км на север от Переславля-Залесского, к югу от Боголюбской церкви села Филимоново (1808), на территории сельского поселения Петровское Ростовского района.
Территория урочища составляет целостный историко-культурный и природный комплекс религиозного назначения, конфессионально принадлежащий Русской Православной церкви как централизованной религиозной организации и созданный в результате совместной деятельности человека и природы, в целях совершения религиозных таинств и обрядов. К урочищу подходят две автомобильные дороги, по ним местные жители приходят набрать воды, совершить религиозные обряды или просто, пройдя по проложенным тропам, вспомнить легенды и летописные события. Местные жители рассказывают предание о том, что на горе стоял монастырь. Однажды на него напали враги и сожгли его. Тогда с колокольни монастыря упал колокол и пробил целебный источник у подножия холма. Это предание многократно отражено в этнографических исследованиях [1]. Паломничество из других мест совершается на Гору святой Марии регулярно. Обычно автомобили останавливаются у Боголюбского храма села Филимонова, затем после молитвы в храме крестные ходы направляются к Святому колодезю и погосту. В хорошую погоду крестный ход доходит до Поклонного креста. Традиционно крестные ходы проходят в Светлый пяток (праздник Живоносного источника), 9 мая, 1 и 28 июля, 4 и 14 августа [9]. Два года подряд в образе средневековых пилигримов к урочищу отправлялись участники клуба исторической реконструкции ярославского молодежного клуба «Великое прошлое» [15].
Необходимым условием совершения религиозных обрядов, которое обеспечит его функциональное назначение и мемориальное значение, является прекращение карьерных разработок месторождения «Краснокаменье» на территории урочища и рекультивация карьера. Недопустимо отторжение Святого колодезя, погоста святой Марии, других объектов культурного наследия и холма с его объемно-пространственными характеристиками. Историческим контекстом первоначального смыслового и практического освоения территории как свидетельства религиозной колонизации является летописное свидетельство 1216 г. [4] и предания о монастыре на горе, его гибели, о колоколе и целебном источнике. По всем признакам урочище «Гора святой Марии» является достопримечательным местом как видом объектов культурного наследия, а согласно типологии достопримечательных мест, это религиозно-историческое место [12]. Выявление урочища, как обладающего признаками объекта культурного наследия, состоялось 21 сентября 2015 г. по заявлению Митрополита Ярославского и Ростовского Пантелеимона (Приказ Департамента охраны объектов культурного наследия Ярославской области «О внесении объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, в перечень выявленных объектов культурного наследия» № 007-В\15 от 21.09.2015 г.).
Условием развития традиционных видов деятельности, связанных с религиозно-историческим местом, возрождения благоприятной материальной среды для осуществления религиозной и иной уставной деятельности религиозной организации, духовных и связанных с ними жизненных практик, паломничества, в урочище «Гора святой Марии», имеющего сакральную, историческую и культурную ценность как объекта культурного наследия, является сохранение всей композиционно-пространственной структуры холма в его естественных геолого-морфологической границах, обеспечивающее в свою очередь непрерывный поток воды у подножия. Места совершения религиозных обрядов, расположенные как на вершинах, так и у подножия холма являются отдельными элементами общего предмета охраны урочища как объекта культурного наследия.
Элементы предмета охраны
1. Вид на урочище с видовых точек дороги Новотроицкое-Краснораменье
Впервые народное предание о бывшем на вершине холма женском монастыре зафиксировано в 1789 г.: «Примечания достойно, потому что в дачах онаго села за рекою Сарою к Переславлю Залескому имеется довольно высокая гора, обросшая с боков разным лесом, а на верху имеющая ровнину, на коей в древния времена был женский монастырь» [16]. В соответствии с законодательством Российской Федерации культурными ценностями признаются и уникальные в историко-культурном отношении территории [12]. Являясь композиционно-активным объектом рельефа – природной доминантой, совокупность всего холма представляет историко-культурную и природную ценность, обладает у местного населения сакральной топонимической нагрузкой. Среди местного населения холм называется также «Марья святая» и служит географическим ориентиром [5], с Горой святой Марии связаны народные приметы («…Через нее идет вся грозовая система… как туча с Марьи Святой идет – это, значит, надолго затягивается дождь. Дак, а Бог знаешь, другой раз ничего, а то смотришь, от Филимонова туча, так и дождь пойдет и гром. [А если с другой стороны туча? Будет дождь?] Нет, оттуда не будет, только если с Марьи Святой. Вот Святая Мария, говорит, не дает. Да больно высокая гора, вот Святая Мария не дает сюда дождя-то, не пропускает» / А. Л. Каретников, А. В. Киселев, 2017). Это название зафиксировано в ряде этнографических исследований. Например, для жителей села Краснораменья холм под именем Марьина роща был местом весенних народных гуляний: «Весною, во второе воскресенье после Пасхи» молодежь направлялась в «Марьину рощу» и совершала ритуал «заплетания березок». В Духов день березовые ветви «развивали» и по их внешнему виду гадали: если листья оказывались распустившимися, то девушку ждало «в будущем хорошее»; в случае их засыхания – замужество или смерть» (С. А. Агриколянская ). Данные новейших полевых исследований говорят также о восприятии урочища как пространства всего холма, например, «название «Марья Святая» носит и лес, располагающийся на северном склоне «Горы» [5]. В обобщающей статье специалист по народной культуре верхнего Поволжья, кандидат исторических наук А. В. Киселев делает вывод: «Марья Святая» в XIX–XX вв. представляла собой сакральную часть природного ландшафта и включала три культовых объекта: холм «Марья Святая» («Гору Святой Марии»), росший на ней лес «Марьина роща» (лес «Марья Святая») и «Колодец Марьи Святой» [5]. Для паломников, прибывающих пешком или автотранспорте, еще не видящих отдельных объектов, вид урочища в естественных границах вызывает религиозное воодушевление.


2. Вид от Боголюбского храма села Филимонова, включая вид от западного и южного входа и с колокольни
От храма начинается крестный ход в урочище, поэтому для паломника необходимо цельное восприятие горы от дороги Каллистово-Краснораменье, где находится «Марьин источник» до старой дороги Филимоново-Медведево. Ценным элементом вида является Казанский храм села Краснораменья (1845). Следует отметить, что некоторые информанты полевых этнографических записей использовали при описании урочища слово «гора»: «Колокол упал, и он катился с горы – гора очень крутая, до самой почти реки, и глубоко ушел. И теперь этот колодец, как святой. Вот за Филимоново, здесь за рекой гора стоит Марьино, а называлась она так потому, что там раньше, когда-то там жили люди, она называлась Марья Святая» [5].


3. Тропа от Боголюбского храма до Святого колодезя
Постоянно функционирующая тропа протоптана местными жителями к Святому колодезю и постоянно поддерживается. Тропа является путем движения паломников в урочище. Как отмечают исследователи святого места: «Рассказы (былички) служили не только поддерживанию культа «деревенской святыни», но и обоснованию соблюдения здесь определенных норм поведения» [5].


4. Святой колодезь
Как результат деятельности предыдущих поколений, имеющей своей основной целью совершение религиозных таинств и обрядов, духовных и связанных с этим жизненных практик, объектом народного почитания является «Святой колодезь» у подножия холма, почитаемый местными жителями и православными верующими. Существует достаточное количество экспедиционных записей, фиксирующих почитание, религиозные обряды продолжаются и в наше время: «Наблюдения показывают, что содержание данных обрядов было связано с обретением человеком здоровья и определением его судьбы» [5]. В 2008 г. над колодцем поставлен сруб с крышей, куполом и крестом. Местные жители по-прежнему подвязывают ленточки на деревьях близ источника.


5. Погост святой Марии
На мысовой площадке, являющейся также объектом археологического наследия федерального значения «Селище, 12–16 вв.» (с. Филимоново, 0,7 км к югу), проводятся заупокойные богослужения, в память погребенных здесь православных верующих. В 2010 г. на погосте святой Марии изученные в ходе археологических работ человеческие останки были перезахоронены по православному обряду иереем Вадимом Ковальчуком, настоятелем Преображенского храма села Спас-Смердина. С тех пор ежегодно у памятного креста совершается поминовение усопших. В 2018 г. планируется устройство часовни св. Марии Египетской.


6. Вид с погоста святой Марии
Вид, открывающийся с мысовой площадки на храм села Филимонова и на долину реки Сары, представляет выдающуюся эстетическую ценность. Поскольку погост приподнят над окружающим ландшафтом, то при совершении религиозных обрядов здесь ощущается особая приближённость к Небу, претворяющая в радость печаль об усопших. Важным элементом вида с погоста святой Марии, обеспечивающим осуществление религиозной деятельности, является овраг. Склоны оврага подчеркивают масштаб мысовой площадки, помогают подчеркнуть священный статус погоста.


7. Поклонный крест
Исследователи Д. А. Ушаков, Д. Н. Эдинг, А. Е. Леонтьев, А. В. Киселев и А. Л. Каретников уверенно идентифицировали урочище «Гора святой Марии» с летописным рассказом 9 апреля 1216 г.: «Тогда они снарядили Всеволода с дружиной и отправили к Константину, а сами пошли по Волге вниз; и тогда бросили обозы, сели на коней и пошли в Переяславль, воюя. Когда же они были у Городища на реке Саре у церкви Святой Марии на Пасху 9 апреля, тут приехал к ним князь Константин с ростовцами. И обрадовались встрече, и целовали крест, и отрядили Владимира Псковского с дружиной в Ростов, а сами, придя на Фоминой неделе с полками, стали напротив Переяславля» [4 ; 13].
28 июля 2016 г. по благословению митрополита Ярославского и Ростовского Пантелеимона на вершине холма в урочище «Крест» установлен поклонный крест [10]. В этот день прошел самый многочисленный крестный ход с участием духовенства Петровского благочиния Ярославской епархии [2]. Поклонение поклонному кресту является кульминацией паломнического похода, поклонный крест несет функцию мемориального знака и конечной остановки. После поклонения паломники должны отдохнуть и спуститься вниз к Марьиному источнику, чтобы набрать святой воды.


8. Дороги к Поклонному кресту
Пересекаясь под прямым углом, к поклонному кресту ведут две лесных дороги (поэтому урочище называется Крест). Дороги как элементы материальной среды обеспечивают благоприятные условия для осуществления паломничества как религиозного обряда.


9. Дорога от Поклонного креста к Марьиному источнику
Предполагается развитие коллективного, индивидуального, в том числе пешего, паломничества на гору святой Марии. В этой связи для возрождения и развития традиционных видов деятельности, связанных с религиозно-историческим местом, необходимо обеспечить свободный проход через территорию урочища к Марьиному источнику для завершения паломничества. Такой маршрут облегчит нагрузку на другие территории объектов культурного наследия, паломники смогут пройти в одном направлении, не возвращаясь назад. Марьин источник как более полноводный является опорой для коллективного паломничества.


10. Смотровая площадка. Урочище «Пенье»
В настоящее время урочище изобилует видовыми точками, с него видна широкая панорама и множество церквей в естественном окружении. Благодарение Богу от восхищения эстетическими ценностями является важнейшей частью деятельности религиозных организаций: «Ибо Господь есть Бог великий и Царь великий над всеми богами. В Его руке глубины земли, и вершины гор – Его же» (Пс 94, 3–4). Поэтому смотровая площадка на стыке дороги к Поклонному кресту и дороги через карьер к Марьиному источнику представляет собой вдохновляющий вид на противоположный берег реки Сары с окрестностями. Молитвенному взору паломника предстоит совместное творение природы и человека – храмы сел: Фатьянова, Филимонова, Спас-Смердина, Поддубное и Новотроицкое, из которых три являются действующими.
11. Курганный могильник
Летописи, житийные сказания повествуют о многочисленных трудах святых для насаждения и укрепления православной веры. Как перекресток древних дорог [6] урочище «Гора святой Марии» посещали святой равноапостольный князь Владимир [14] и святитель Исаия, епископ Ростовский [3]. Курганный могильник урочища является зримым свидетельством их деятельности. Могильник XI–XIII вв. из 194 насыпей является самым крупным в Ярославской области. Скромные погребения ориентированы на восток, по-христиански, но обозначены невысокими курганами, языческими только по внешнему виду [8]. Он представляет памятник переходного времени, свидетельство христианизации Древней Руси.

















12. Марьин источник
Прихожане Преображенского храма села Спас-Смердина слышали предания Горы святой Марии о целебном источнике, пробитом ударом упавшего колокола, но не знали расположения Святого колодезя, поэтому приходили с молитвой на «Марьин источник» на реке Круглой, также у подножия холма в урочище: «Местные ходили туда окунаться в святую воду. То, что вода в реке святая и берет начало от источника в монастыре, разрушенном при польском нашествии, никто никогда не сомневался» [11]. Купальня для таинства крещения в реке вырыта в 2007 г. по благословению настоятеля храма Спаса-Преображения села Спас-Смердино иерея Вадима Ковальчука, здесь также была проведена экспертиза состава воды [7]. Марьин источник представляет собой поверхностный водозабор из реки Круглой вблизи автомобильной дороги. Марьин источник удобен для местных жителей, свидетельством его почитания является переименование реки в Серебрянку. Продолжение горной добычи рядом с рекой угрожает этому перспективному паломническому месту. 26 декабря 2017 г. по благословению благочинного Петровского округа иерея Алексия Пакина над источником установлен памятный знак – крытый столб с иконой равноапостольной Марии Магдалины.



Список литературы

1. Агриколянская, С. А. Село Краснораменье Ростовского уезда / С. А. Агриколянская // Ярославские губернские ведомости (отдельный оттиск). – 1888. – С. 3 ; Киселев, А. В. Почитаемое место «Марья Святая» в окрестностях с. Филимонова Ростовского района / А. В. Киселев // История и культура Ростовской земли, 2003. – Ростов : [б. и.], 2004. – С. 308–325 ; Каретников, А. Л.,  Рассказы о местности «Марья Святая» / «Гора святой Марии» (на материалах полевых исследований) / А. Л. Каретников, А. В. Киселев // История и культура Ростовской земли, 2016. – Ростов : [б. и.], 2017. – С. 345–352.
2. День Крещения Руси в окрестностях Ростова Великого // Новости Ярославской епархии. – URL : http://yareparhia.ru/день-крещения-руси-в-окрестностях-рос/ (дата обращения : 21.02.2018).
3. Житие и жизнь святого отца нашего Исайи епископа Ростовского чудотворца / подгот. текста, пер. и коммент. Н. В. Савельевой // Библиотека литературы Древней Руси. Том 12. Из Великих Миней Четьих митрополита Макария. – Санкт-Петербург : Наука, 2003. – С. 305–306.
4. Киселев, А. В. «Святая Марина / Мария» : повести о битве на Липице : междисциплинарное исследование и проблема локализации летописного пункта / А. В. Кисилев, А. Л. Каретников // Древняя Русь. Вопросы медиевистики. – 2009. – № 3 (37). – С. 49–50.
5. Киселев, А. В. Почитаемое место «Марья Святая» в окрестностях с. Филимонова Ростовского района / А. В. Киселев // История и культура Ростовской земли, 2003. – Ростов : [б. и.], 2004. – С. 308–325.
6. Кноков, Ф. В. Марьина гора – перекресток забытых дорог / Ф. В. Кноков // Наше Ополье : краеведческий сборник. 2016. – №3 (17). – С. 29–36.
7. Ковальчук, В., иерей. Храм Преображения Господня : буклет / иерей Вадим Ковальчук, Арина Килимник. –  Ростов : [б. и.], 2006.
8. Леонтьев, А. Е. «Гора святой Марии» / А. Е. Леонтьев // Сообщения Ростовского музея. Вып. 6. – Ростов : [б. и.], 1994. – С. 218–230.
9. Парфенов, А., иерей. На горе святой Марии / иерей Александр Парфенов // Ярославские епархиальные ведомости. – 2017. – № 8 (314). – Август. – С. 30.
10. Парфенов, А., иерей. Эталонный памятник / иерей Александр Парфенов // Ростовский вестник. – 2016. – № 93 (15757). – 8 декабря. – С. 18.
11. Парфенов, А., иерей. Паломничество к урочищу «Гора святой Марии» в XX веке / иерей Александр Парфенов // История и культура Ростовской земли, 2016. – Ростов : [б. и.], 2017. – С. 334.
12. Письмо Министерства культуры РФ от 28 февраля 2017 г. № 49-01.1-39-НМ «О методических рекомендациях по отнесению историко-культурных территорий к объектам культурного наследия в виде достопримечательного места» // Гарант.РУ : информ.-правовой портал. – URL : http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71524352/.
13. Повесть о битве на Липице / подг. текста, пер. и коммент. Я. С. Лурье // Библиотека литературы Древней Руси / РАН, ИРЛИ. – Санкт-Петербург : Наука, 1997. – Т. 5 : XIII век. – С. 76–77.
14. Полное собрание русских летописей. Т. 9. Летописный сборник, именуемый Патриаршею или Никоновскою летописью / под ред. А. Ф. Бычкова. – Санкт-Петербург : Тип. Эдуарда Праца, 1862. – С. 64. 256 с.
15. Рыжиков, Р. Путь на гору святой Марии / Роман Рыжиков // Комсомольская правда, Ярославль. – 2017. – 13 сентября. – С. 9.
16. Филимоново // Новый и полный географический словарь Российского государства. Ч. 6. У–Ф.  – Москва : Университетская типогр., у Н. Новикова, 1789. – С. 104–105.
Материалы IX международной научно-практичсекой конференции "Ярослав Мудрый. Проблемы изучения, сохранения и интерпретации историко-культурного наследия" Ярославль, 2018. С. 63-72.
(С) иерей А
лександр Парфенов, 2018


?

Log in

No account? Create an account