naperovskom (naperovskom) wrote,
naperovskom
naperovskom

ДЕРЕВЕНСКИЙ ДНЕВНИК. День третий

    Стоило подумать, прежде чем применять выражение «легендарный» к скромному храму на петровском кладбище, как и не думают рекламщики, когда пишут «легендарная» на афишах никому неизвестной, кроме родственников самих музыкантов, рок-группы. Действительность оказалась хуже. В родительскую субботу в храм пришло около двадцати-тридцати человек, среди всех женщин выгодно смотрелся один мужчина с седыми волосами. Это обнадёживало:
    – О, началась поповская жизнь!» – воскликнула жена, увидев на кухне стол, заваленный конфетами, печеньем, мукой, всем, что принесли на поминовение усопших в родительскую субботу. Всего этого изобилия мы не видели уже три года. На следующее воскресенье (неделя Страшного суда!) перед службой в Преображенском храме было удручающе пусто, казалось, что, вообще, никто не придёт. Пришли, как было обещано вместе с «активом» всего десять человек. Служилось легко, звук легко отражался в гулком пространстве храма:
    – Ну и как, всегда так!?
    – Да, батюшка, мы все и есть приход! Когда будет следующая служба?
    – А сколько в Петровске живёт человек?
    – Пять тысяч. Среди них около тысячи только прописаны в посёлке, живут и работают в Москве или Ярославле.
    – Знаю таких, у моей жены в отделе сотрудница, – ездит каждый день из Петровска в Ростов; и муж неё также работает в Ростове, в гостинице.
    – И, мусульман у нас тоже целая тысяча живёт…
    – Так уж «мусульман»!?
     – Они из Грузии, из района, где жили азербайджанцы, все одна семья, одна фамилия. Ещё армяне у нас живут, из Степанакерта. Они христиане, но в нашу церковь не ходят. Давайте, оставайтесь, служите в нашем храме!
    – Я, наверное, не против, мне у вас очень понравилось, и жена тоже. Хочу отметить, что порядок у вас на службе идеальный, никто не мешает друг другу, не болтает. Кланяетесь вы на службе чинно, одновременно, мне это тоже нравится. Таким образом, вы друг друга поддерживаете. «Возлюби ближнего своего», сказано, а ближний ещё и тот, кто рядом с вами в храме Божием!
    – Да, нас батюшка так учил, быть как одна семья!
    Я улыбнулся, но сказал:
    – Ничего не могу сказать, у нас сложное положение, в Поречье тоже нет священника.
    – Да, конечно, Поречье – большое село, там тоже нужно служить! – вздохнула одна женщина. Остальные вздохнули тоже и таким образом разговор поменял тему.
    Так вот в сравнение с простеньким Петровском, Поречье – село легендарное не на шутку. Приведу одну легенду, самую неправдоподобную, но самую известную, она, кстати, много объясняет. Существовал, вроде, императорский указ о том, что нельзя строить никакой колокольни выше, чем колокольня «Ивана Великого» в Московском кремле. Жители Поречья были богаты, и хотя являлись крепостными крестьянами, держали у себя наёмных работников, в конце XVIII века многие из них построили себе двухэтажные дома. Посреди села построили два очень больших храма, они были настолько богаты, что «священник каждый день одевал новое облачение». Колокольня этих храмов, которую строил крестьянин-самоучка Козлов оказалась выше Ивана Великого. Суть легенды в том, что перед приездом приёмочной комиссии, крестьяне насыпали земли вокруг колокольни, чтобы уменьшить её высоту, а после эту землю убрали. Сколько раз слышал эту байку (даже на французском), ну хоть, кто-нибудь засомневался!
    Я, бывало, засматривался на основание колокольни, она стоит на пологом склоне, можно ли здесь подсыпать незаметно земли? Можно, но и двух метров не насыплешь, не то, что требуемых десяти. Впрочем, кто знает точную высоту поречской колокольни!? Прочитывал ростовских учёных, они должны были написать о таком ярком событии, нет, ничего не написано, не отложилось это в исторических документах, наверное. Легенда, но легнда какая-то характерная, очень подходящая к Поречью:
    – Нам-то, порецким, на трассе стоять заподло!!! – говорит Валентина Ивановна с неподражаемым ростовским «оканьем». Так получилось, что с Валентиной (пусть она меня простит, что иногда, очень-очень редко J я называю её «тёткой Валей») мы знакомы, и даже дружим. Ей ведь сейчас уже много лет, хотя никто не знает – сколько  и выглядит она очень молодо. Во-первых, она образец роствоско-порецкой хозяйственности. У неё справлены дом, гряды, покос, если не вру, в первые годы знакомства она держала скотину.
Сейчас у неё другие заботы. Она староста Петро-Павловского собора, впрочем, так ли это я не знаю, но знаю точно, что ключи у неё есть, и уж тем более она в курсе всех дел с ним связанных. Заодно тётя Валя заведует музеем «Поречский огородник». Его создали до неё, но с её приходом, смешная экспозиция сельского музея ожила. Валентина сама живая история, всё знает, всё умеет, сама торговала зеленью в Москве на Крестовском рынке. Ко всем моим экскурсантам она находила подход, кто-то интересовался выращиванием овощей, кто-то засолкой. Записывать надо за ней, похоже, многое из истории села она знает изустно. Кто это сделает? Она, правда, рассказывала, что в торговле зеленью и рассадой поречане не стеснялись подменивать сорта, когда один из них более ходовой заканчивался.
    Много можно рассказать о Поречье. Как я пытался купить здесь квартиру, но соседи не разделили доли и так я остался без дачи. Какая речка здесь – Сара, как однажды младший сын сиганул в воду 10 апреля с «Кабацкого моста», как другой сынок потерялся в порецких перелесках на пикнике. До сих пор вспоминаем, как старший сын вернулся с прогулки к озеру, ещё в детском саду и говорит:
    – Я видел Париж!
    – Чего, чего ты видел!?
    – Говорю вам, Париж, там башня такая высокая! За озером!
    Тётка Валя, бывало, тоже подначивала:
    – А чего! Тебе-то очень хо-ро-шо у нас было бы!
Tags: ДЕРЕВЕНСКИЙ ДНЕВНИК
Subscribe

  • БЫТЬ ПАСТЫРЕМ?

    Преображенская церковь Как хорошо писать дневники, как хорошо их перечитывать годы спустя. По почте прислали текст восьмилетней…

  • Восьмое марта

    Автоледи Ростова Жену сегодня гаишники остановили. Она испугалась, хотя за ней греха нет, полезла за документами. А они ей цветы…

  • ДЕРЖАВНЫЙ ХРАМ

    В субботу 20-го захотелось вдруг сходить на всенощную в Косьмо-Демьянский храм. За одиннадцать лет на всенощной я был только дважды, на литургии…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments