Previous Entry Share Next Entry
ИСПОВЕДЬ САМУРАЯ
Франциск Асизский
naperovskom
Старинный Казанский храм села Скнятиново, знаком каждому, кто часто проезжает из Ростова в Москву по большой трассе. Он стоит на пригорке над рекой, словно благословляя такой знакомый, обычный русский пейзаж вокруг. В храме служил тогда приснопамятный протоиерей Виктор Цебрук, а я помогал ему, когда заметил на службе, как мне показалось, двух дачников. Надо сказать, что в храм ходит очень немного людей и приезжие всегда выделяются манерой одеваться и молодостью. Я торопился на вокзал, надо было проводить сына в Москву, а они, всё же, сами подошли ко мне:
— Благословите, батюшка!
— Христос воскресе!
— Воистину воскресе!
— А, мы хотим фильм у вас снять!
— Очень хорошо, храм старинный, никогда не закрывался, конечно, стоит про него фильм снять!
— Да, нет, батюшка, Вы не поняли, мы хотим снять игровой фильм!
— Ну, вы даёте! А, что вы сняли в прошлый раз!?
— «Соловей-разбойник». Смотрели?
— Конечно, смотрел, смешной фильм, Прямо национальная идея в нём обозначена. Вот, только не в прокате! Прокат, очень уж быстро прошёл.
— Батюшка, можно мы верхний храм посмотрим? Нам по сценарию нужен такой запущенный храм.
— Пожалуйста, только я тороплюсь!
На том и расстались, я оставил визитку. Позже выяснилось, что храм в Скнятиново не подходит, слишком он сияет, слишком хорош для фильма. Сергей, технический директор приехал на фирменном автомобиле «Соловей-разбойник».
— Ничего страшного, я знаю другой храм, в селе Ново-Троицкое. Давайте, съездим! Кстати, о чём фильм?
— Да, священник из Японии приезжает в российскую глубинку. В деревне нашли полезные ископаемые и всё хотят снести, жителей выселить. Иван Охлобыстин будет играть отрицательного персонажа, а голливудский актер священника-японца.
Так и поладили. Село «Глубокое» снимали в Скнятиново, построили два домика и мост через ручей. В храме Архангела Михаила села Ново-Троицкое снимали действия, происходящие в интерьере храма. Оба, они действительно похожие, двухэтажные. Съёмки проходили чаще всего ночью. Я один или два раза посетил съёмочную площадку. Мне было интересно, почему выбрали именно Скнятиново?
— Мы уже отчаялись найти место для съемки. В одном месте попросили сразу столько денег, в Костромской области, как раньше, не получается. Вдруг видим на горе с дороги виден такой храм, решили попробовать, хотя бы посмотреть и с благословения отца Виктора у нас все получилось.
Съёмочное время пролетело быстро. Впрочем, снимали чаще всего в ночное время. Однажды в Скнятиново случилось большое оживление. На площадку явился Иван Охлобыстин, на съемки приехало телевидение из Ярославля, был снят репортаж.
Кери Херуюки Тагава, голливудский актёр, игравший главную роль, и в жизни необыкновенный человек. Позже я узнал, что Кери занимался духовными практиками, своего рода аскезой, поэтому у него получается быть сосредоточенным в бурной киношной жизни. Неспроста он крестился, он был хорошо подготовлен к этому своей прошлой жизнью. Выглядел он тоже особенно. Русская ряса смотрелась на нём органично, поскольку даже в быту предпочитает японскую традиционную одежду. Ходил он на съёмочной площадке в непривычной обуви на деревянных досочках.
Общаться с актерами на съемочной площадке было легко, разумеется, не после команды «Мотор», а во время перекуса в тени реквизитных вагончиков. Они были рады священнику, понимая, что принимают участие в очень ответственных съёмках. Возникла дискуссия, какой фильм с Петром Мамоновым лучше, вульгарный, но искренний «Такси-блюз» или на первый взгляд фантастический «Остров»? Сошлись на том, что «Остров», имеет, под собой историческую основу, так как, удивительным образом, и фильм, который снимается сейчас. В селе Скнятиново жизнь не устроена, автобус не ходит, сумасшедшие совершают поджоги, в школе дети открыто ругаются матом. Как и герои фильма, местные жители в основном переселенцы или дачники. Единой деревенской общины уже нет, каждая семья пытается справиться с проблемами сама, и это, естественно, не получается. В фильме «Иерей-сан» под влиянием священника, умеющего владеть собой в самых сложных жизненных ситуациях, сердца героев фильма смягчаются, за исключением одного алчного, у которого нет ничего святого кроме денег: «Здесь, — кричит он, — не будет, ни людей, ни даже церкви, все под снос!» Тогда, перед лицом беды, жители села забывают взаимные обиды.
Кто бы мог подумать, что скоро, на ярославской земле начнет сбываться фабула фильма. Всего в восьми километрах от села Ново-Троицкое Ростовского района, где снимался фильм, вдруг начал расти большой карьер у ценного памятника истории — горы святой Марии. Находясь на самом краю Ростовской земли, памятное урочище уже несколько лет изучается археологами. Верующие люди из близлежащего села устроили колодец на святом источнике. На гору время от времени поднимаются священники и совершают молитву. Вдруг, все это стало участком под разработку гравия и песка.
К сожалению, выход фильма в прокат затянулся на долгие полтора года. Надо признаться, что сам я люблю ходить в кино. Отрешённость зала от мира, ряды зрителей, трепещущий светом экран, все это немного похоже на церковь. Ничего этого нет ни в торрентах, ни где-либо ещё. Здесь я смотрел «Остров», ирландский фильм «Голгофа», пререкаемый «Левиафан». Сижу, обычно, в первом ряду, чтобы даже зерно киноленты было видно. Я читал сценарий фильма «Иерей-сан. Исповедь самурая», видел версию на телевизоре, сомнения у меня были. Однако в кинотеатре мне фильм безоговорочно понравился. Картина развивается быстро, лишнего ничего нет, особенно хороша музыка, как в целом восточная тема самого фильма. Понятно, что мне было волнительно увидеть на экране, как герои фильма, священник и его прихожанки, с ключами подходят к дверям храма, в котором я служу каждую неделю.
Вот уже не один десяток лет духовная проблема нашего общества, как мне кажется, это безотцовщина. Тому много разных причин. Долгие преследования, жадность пастырей, оторванность от корней. В фильме «Иерей-сан» самой трогательной оказалась сцена прощания с только что обретённым наставником. Люди поверили ему, поверили в себя, поверили в Бога, и вдруг расставание, всё как в жизни. Дай Бог, чтобы было иначе!
Я также рад, что моя личная оценка фильма совпала с впечатлением, которое оказал фильм на Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Дадим слово ему:
«С интересом посмотрел фильм «Иерей-сан. Исповедь самурая». Конечно, можно дискутировать о художественных достоинствах картины, но я бы обратил внимание вот на что. Создатели фильма показали силу православной веры, которая духовно объединяет людей поверх их национальности и мелких несовершенств, делая их способными преображать окружающий мир на началах добра и справедливости.
Как известно, сыгравший главного героя японский актер принял Крещение. Можно сказать, что именно фильм «Иерей-сан» привел к обращению ко Христу Кэри-Хироюки Тагавы, ставшего Пантелеимоном. И это само по себе дорогого стоит».
Ссылка на источник: https://vk.com/patriarhkirill?w=wall301419447_112294

?

Log in